Русский печатный пряник: страницы истории

Русский печатный пряник: страницы истории С пряником на Руси было связано немало поверий и обрядов. Его подносили на свадьбу и именины, ели в рождественские праздники, на семейных торжествах и гуляниях по случаю Масленицы, дарили тем, кого любят, наделяли лечебными и даже магическими свойствами. Помимо этого, он был радостным лакомством, редкостным для детей и взрослых.
Дискуссии о появлении пряника на Руси не умолкают до сих пор. Одно из мнений гласит, что пряники были известны здесь еще с былинных времен. Сама же история этого лакомства уходит в языческие времена раннего средневековья.
Развитие земледелия в тот период привело к тому, что постепенно в ритуальных жертвоприношениях языческим богам мясо птиц и животных заменялось зерновыми изделиями. В X-XII веке выпечка для ритуального пиршества изделий из теста в виде фигурок домашнего скота была распространенным обычаем у восточных славян. Как подтверждение этому обычаю выступают негодующие строки в сочинениях "отцов церкви". Ближе к XVI столетию можно отнести появление на Руси пряника в привычном его понимании. Выпечка уже утратила свое изначальное культовое значение, однако сохранила символ праздничной, а не будничной еды.
Начиная с XVI столетия, пряник быстро покорил рынки в стольных городах и дальних селениях. Работы известных пряничных мастеров Новгорода, Свияжска, Казани были знамениты на всю округу. Способствовали распространению лакомства и Великие географические открытия, благодаря которым Европа познакомилась с большим количеством специй и пряностей, ставших неотъемлемой частью теста для русских пряников.
5.2.jpg
На заре своего существования пряники были уникальными изделиями. Увеличение спроса вынудило мастеров перейти на серийное производство с использованием специальных деревянных досок. Постепенно изготовление лакомства становилось отдельной ветвью массового декоративно-прикладного искусства, наравне с изразцами, узорными набойчатыми тканями, прялками и резьбой на избах. Образы народных легенд, сказок, былин, сцены сельской и городской жизни, предметы быта – всему этому нашлось свое место на специальных досках-штампах для пряников. В это время появляются свои особые мотивы, характерные для изделий того или иного региона.
На "подносных" вологодских пряниках, создаваемых специально для почетных гостей, чаще всего изображались:
  • Кони;
  • Необычные здания с башенками и флагами;
  • Корабли;
  • Птицы
На городецких пряничных досках помимо разнообразного сюжетного рельефа обязательно присутствовал разъяснительный текст. Для саратовских пряников характерно наличие мелкого геометрического орнамента. Особо четкое разделение лакомства по "целевому назначению" присутствовало в традициях мастеров лесного Верхнего Поволжья, где выпекались пряники для детей, свадеб, именин, подарков. В роли орнамента использовалась замысловатая вязь поздравительных и поучительных текстов.

Со временем производство пряников перешло из разряда штучного производства в промышленное. В отдельных городах появились заведения, производящие лакомства не только для округи и соседних областей, но и для продажи за границей. Производство пряников часто было наследственным – в Твери знали мастеров, следовавшим традициям предков в течение полутора веков. Получить звание подмастерья либо мастера-пряничника было не только почетно, но и трудно. Для этого изготавливали партию пряников, представляя их на строгий суд комиссии, в которую входили три мастера-пряничника. Только они могли выдать официальный патент на звание подмастерья либо мастера.
С 70-х гг. XIX столетия в кругу традиционных сюжетов для пряников появляются элементы нового городского быта как отзыв на появление нового потребителя – городского мещанства. Мастера предпринимают попытки совмещения устойчивых традиций народного искусства и быстротечными изменениями уклада жизни и потребностей.
Предания о русском прянике – это живые страницы истории нашей родины, ее славного наследия, мест и мастеров, связанных с этим удивительным лакомством.
Производство пряников