Ростовский свадебный пряник

Ростовский свадебный пряник В работах исследователей ростовский свадебный пряник имел неоднократное упоминание. Его изображение было опубликовано еще в 1929 году. В обрядовой выпечке, широко применяемой для проведения свадебных ритуалов русских и других славянских народов, проявилось использование древних представлений язычников. Самыми ранними формами таких мучных изделий можно считать блины, фигурное печенье и караваи, что и послужило в будущем предпосылкой для появления пряников. На Руси началом их изготовления считается XVI век, когда на рынке в достатке появились пряности. Именно специи стали обязательным компонентом для теста, определив название нового лакомства. Народ полюбил пряники за вкусовые и декоративные качества, которые уже к XIX веку во многих случаях просто вытеснили прочие формы выпечки.
На любом праздничном застолье пряники были непременным атрибутом, наиболее распространенным и доступным угощением. По народному поверью их также наделяли целебными свойствами, применяя в лечении тяжелых заболеваний. В этом случае на обороте пряника вырезали буквы, соответствующие инициалам имен Архангелов.
Применяли пряники и как приворотное средство, совершая на них наговоры на любовь. Подобная традиция передалась лакомству от обрядовых хлебов.
В центральных и северных губерниях пряники преподносили друг другу в подарок на свозах, посиделках, где парни по обыкновению знакомились с девушками. Выполнение обмена угощениями означало установление и закрепление новых отношений, выступая символом фактически предварительного сговора, выражения симпатии. После сватовства и до самого бракосочетания жених навещал невесту, принося с собой как подарок пряники и сладкие пироги. Не менее важны были пряники и на девичниках, устраиваемых накануне свадьбы.
Обрядовые хлеба в Ярославской губернии имели важное значение для укрепления брачного соглашения, для чего их применяли при сватовстве. Во время рукобития соединялись руки отцов жениха и невесты, после чего сват три раза переводил пирог через их руки, далее переламывал его и отдавал каждому по половине. На третий день свадебных гуляний в Ростове молодые ездили с хлебами загащивать родителей.
Непосредственно в день бракосочетания пряник был не менее востребован. Они присутствовали среди подарков жениха невесте, подруги невесты получали мелкие пряники, нарезанные из одного большого, после чего перед выездом к венцу угощали этими пряниками родителей невесты и гостей.
Не менее важной была роль пряника и в послесвадебных обрядах. Его преподносили на вьюнинах – в первую весну после брака. Данный типичный обряд выражался в том, что под окнами молодых ходили окликальщики в праздничных одеждах, пели шуточные песни, требуя подать пряников.
Таким образом, богатая история предков продолжает жить и в наших воспоминаниях.
Производство пряников