Крумловские медовые пряники (Чехия)

Крумловские медовые пряники (Чехия) Среди многочисленных центров пряничного искусства особенно выделялся Чешский Крумлов. Первое упоминание о знаменитых лакомствах из этих мест датируется 1617 годом и связано с именем местного пряничного мастера Якуба Пруннера. Условия их изготовления были тогда очень строгие: заниматься продажей пряников в городе и округе могли только мастера, доказавшие свое искусство путем создания уникальной выпечки. Кроме разрешения на выпечку пряников таким мастерам присуждалось право продавать воск и мед. Это неудивительно, так как в те времена свечи были обычным товаром в ассортименте пряничной лавки.
Создаваемые пряничниками товары продавались на храмовых праздниках и ярмарках. У торговцев были различные привилегии, по которым преимущество продаж отдавалось именно мастерам из Чешского Крумлова. Пряники выпекались в формах, которые вырезались лично мастерами из заготовок грушевого дерева. Лидерами по популярности были мотивы, связанные с младенцами, кавалерами и дамами, а также любовью. Среди религиозных мотивов преобладали лики святых и церковная символика. Популярностью пользовались также пряники в виде рыбы, и вот по какой причине: старая легенда гласила, что в XVII веке на эти места пришла большая засуха. Победить ее удалось лишь всеобщими усердными молитвами. Когда горожане почти потеряли веру, пошел такой сильный ливень, что протекающая река вышла из берегов, а по затопленным улицам плавало множество рыб.
13.2.jpg
Подлинные формы для пряников представляют собой настоящие произведения искусства, в которых отражается религиозная и светская жизнь. В мотивах преобладают богатые орнаменты, нарядные одеяния, портреты правителей, изображения святых, народные ремесла, любовные сцены. Каждое изображение имеет свое толкование:
  • Младенец – универсальный сюжет, распространенный в центральной Европе. С XIX века такой пряник был любимым подарком при рождении ребенка. Также его преподносили в виде символического подарка на свадьбе, часто дарили на Новый год или Рождество, а дети использовали его вместо игрушки.
  • Трубочист – традиционный сюжет. Трубочиста изображали с капюшоном на голове, в рабочей одежде, со щеткой и лестницей. Работа трубочиста позволяла защитить дом от пожара, поэтому его профессия была особенно ценной. До сих пор сохранились верования, что трубочисты приносят счастье.
  • Петух – с античных времен петух выступает олицетворением эротического символа. Такой символ появился именно в пекарском ремесле, а сами пряники дарили тем, к кому испытывали симпатию.
  • Сердце – символ любви. Привозимый с ярмарки пряник в виде сердца выступал доказательством привязанности и любви. Его дарили также к свадьбе или помолвке.
  • Медведь с контрабасом – с давних времен медведь выступает символом силы и мощи. Такое сочетание показывало союз искусства и силы. Не исключается вероятность, что мотив изображает и цирковую культуру.
  • Гусар на коне – символичный пряник для кондитеров и пекарей. Такие пряники дарили мальчикам и юношам на Рождество либо в качестве сувенира с ярмарки. В глазах сельских жителей гусар выступал свободным путешественником, участником военных походов.
Ингредиентами для пряничного теста выступали: ржаная мука, сахар, мед, яйца, разрыхлитель и специи (корица, гвоздика, анис). Для того чтобы пряники легко вынимались из формы, крумлевские мастера посыпали ее изнутри гороховой мукой.
Чешский Крумлов имел статус "пряничного города" вплоть до начала Первой мировой войны. Позже пряники стали изготавливать кондитеры, а появление промышленного производства и вовсе привело в упадок профессию пряничника. Тем не менее, такое лакомство всегда продолжало пользоваться там особой популярностью.
Производство пряников